ФДТА - Аннотации дисциплин кафедры ИННТиЭА

17 декабря 2018 года в 14:00 в ауд. 23 по адресу: ул. Никольская, 15 факультет документоведения и технотронных архивов совместно с кафедрой иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения проведут студенческий круглый стол на английском языке "Современные технологии управления документацией в России и за рубежом".

   

  Российский государственный гуманитарный университет, Российское общество историков-архивистов и научный проект "Народ и власть" объявляют о проведении в рамках международного научного форума "Гуманитарные чтения РГГУ" 4 марта 2019 г. Международной научно-практической конференции "Крестьянство в истории ХХ века: Восток, Запад, Россия".

Информационное письмо

Проблематика конференции

   

Теория и методика бизнес-архивов

Курс теория и методика бизнес-архивов относится к региональному компоненту общепрофессиональных дисциплин и читается в 7-8 семестрах 4-го курса специальности историко-архивоведение, специализация «бизнес-архивы».

Дисциплина реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предмет курса – изучение бизнес-архивов в Российской Федерации, истории, современного состояния, механизмов создания,  особенностей правового обеспечения, функций и направления деятельности, международный опыт организации бизнес-архивов.

Цель курса – дать студентам междисциплинарное и комплексное представление о теории и практике создания архивов коммерческих предприятий, проблемах их комплектования, обеспечения хранения документов и их использования.

Задачи курса – проследить историю бизнес-архивов в России, изучить теорию и практику деятельности бизнес-архивов, модели функционирования бизнес-архивов в организациях различных форм предпринимательской деятельности.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, прослушавший курс «Теория и методика бизнес - архивов» должен знать:

1.           роль и место  архивов в процесс управления предприятием;

2.           владеть терминологией,  понимать основные понятия и определения в области бизнес – архивоведения;

3.           знать этапы формирования бизнес – архивоведения как научно – прикладного  направления архивоведения: национальный и  международный опыт;

4.           знать нормативно - методические документы в области бизнес – архивоведения;

5.           особенности документирования и архивирования документной информации в экономической сфере;

6.           понимать культурно – историческую роль бизнес – архивов в изучении и понимании конкретных проявлений деловой активности предпринимателей;

7.           владеть методами работы с бизнес – документацией как историческим источником;

8.           знать функции и задачи бизнес архива, механизм его взаимодействия с другими подразделениями фирмы;

9.           усвоить особенности организации бизнес – архивов в различных сферах предпринимательской деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и т.д.);

10.         понимать общность и своеобразие различных моделей бизнес – архивов;

11.         знать принципы и методы сохранения документов в условиях применения электронного документооборота.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (38 часов), семинарские занятия (30 часов) всего (68 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет (8 семестр), экзамен (7 семестр).

 

Экономические архивы

Курс «Экономические архивы» предназначен для студентов пятого курса (9 семестр) по специальности Историко-архивоведение со специализацией «Аудиовизуальные коммуникации» и «Бизнес-архивы» и относится к региональному компоненту общепрофессиональных дисциплин.

Дисциплина реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предметом курса являются специализированные и общеисторические архивные структуры, организующие хранение текущей и ретроспективной хозяйственно-производственной документации на разных уровнях.

Цель курса - дать компаративное комплексное знание истории и современной организации архивов, характерных для обществ с патриархальной, государственно-управляемой и рыночной хозяйственными системами. Основной задачей курса является всесторонняя многоуровневая подготовка архивистов, владеющих современной методикой и технологией отбора, комплектования, систематизации, описания, учета и использования экономической документации.

Программа предназначена для изучения структуры и основных направлений деятельности архивов, функционирующих в сфере производства, потребления, финансов, обмена, коммерции и предпринимательства. Она предусматривает изучение архивов, организованных на различных уровнях макро- и микроэкономических структур. Эти архивы рассматриваются не только как обязательная составляющая развития материального мира, но и как своеобразный социальный опыт, духовно-значимая категория мировой экономической культуры.

В результате освоения теоретических и практических основ курса студент должен знать особенности построения различных моделей организации хранения хозяйственно-производственной документации, уметь использовать подходы и методики, применяемые при организации и ведении различных типов экономических архивов как в России, так и за рубежом. Владеть методами архивного хранения экономической документации.

Объем курса составляет 40 часов (24 часа лекций и 16 часов семинаров) и 40 часов для историко-архивоведения со специализацией «аудиовизуальные коммуникации» (24 часа лекции, 16 часов семинары).

Формы контроля – зачет.

 

История научно-технических знаний в России

Курс предназначен для студентов ФДТА специальности историко-архивоведение, специализация «бизнес-архивы», «аудиовизуальные коммуникации» и относится к региональному компоненту общепрофессиональных дисциплин. Предназначен для студентов 2-го курса (3-й семестр). Рассчитан на 36 часов лекций и 14 часов семинаров. Форма отчетности – экзамен.

Дисциплина реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предметом курса является последовательное изучение истории научно-технических знаний в России от времени их зарождения до настоящего времени.  Основной задачей курса ставится как приобретение  рациональных  знаний  в  данной  области,  так  и формирование у студентов представлений об исторической логике научно-технического развития в нашей стране в контексте общей истории науки и культуры.     

В результате освоения теоретических и практических основ курса студент должен знать историю научно-технического развития в нашей стране в контексте общей истории науки и культуры, уметь самостоятельно работать с источниками по истории научно-технических знаний, владеть методами исследовательской работы в области изучения истории науки и техники:  истории научно-технических учреждений,  обществ и других институтов, формирования специфических коммуникативных систем,  изучение жизни и творчества  отдельных  ученых  и техников, общих проблем развития научно-технических знаний.

 

Курс «История экономики России в документах Архивного фонда РФ» Предназначен для студентов 4-го курса (8-й семестр), обучающихся по специальностям «историко-архивоведение», специализация «Бизнес-архивы» и относится к курсам по выбору, регионального компонента общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина читается в 8 семестре, 4-го курса. Форма отчетности – зачет.

Дисциплина реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предметом курса являются комплексы документы отражающих развитие предпринимательства в России, находящиеся на хранении в государственных архивах РФ.

Цель курса — изучение закономерностей складывания источниковой базы по истории предпринимательства, отражения разных граней предпринимательской деятельности в сохранившихся архивных фондах коммерческих организаций и учреждений, получение навыков работы с архивными документами по истории предпринимательства.

Задачи курса:

- формирование у студентов теоретических знаний о закономерностях складывания архивных фондов коммерческих организаций в различные периоды российской истории;

- формирование знаний о методах обработки архивных фондов коммерческих организаций;

- получение студентами практических знаний по работе с архивными документами.

Изучив курс, студенты должны:

- знать все многообразие документальных материалов, в исторической перспективе ставших следствием оперативной хозяйственной деятельности предпринимателей, менеджеров, служащих, а также руководителей и работников государственных учреждений экономического профиля;

- уметь правильно классифицировать и систематизировать комплексы экономической документации;

- владеть приемами работы с экономической документацией.

 

Научно-технические архивы

Дисциплина «Научно-технические архивы» относится к дисциплинам специализации, адресована студентам 4 курса (8 семестр). Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (16 часов), лабораторные занятия (16 часов) всего (32 часа).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.

Дисциплина реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предметом дисциплины является: Формирование систем знаний о научно-технических архивах и документах с позиций архивоведения НТД в контексте их историко-экономических и концептуальных трансформаций.

 Цель дисциплины: Определяется пониманием фундаментального значения научно-технической деятельности и ее социокультурных позиций в современном мире, обуславливающим целенаправленное сохранение источников, документирующих и воспроизводящих базовые функции жизнедеятельности индустриальных обществ.

Задачи курса.

Освоение предметно-теоретической, терминологической  области архивоведения НТД как базового системного знания об основных принципах и методах построения и функционирования  моделей научно-технических архивов, формирующихся в деятельности  федеральных, региональных, муниципальных  организаций и предприятий различных форм собственности.       

Студент, прослушавший курс “Научно-технические архивы”  и выполнивший комплекс лабораторных  работ  к нему, должен знать:   

•Роль науки и техники в устройстве мира и его эволюции.

• Научно-практическое значение историко-документоведческого измерения процессов  развития доиндустриальных и индустриальных обществ.

• Основные функции документирования результатов  интеллектуальной и прикладной деятельности человека в научно-техническом познании и преобразовании  мира.

• Задачи архивов НТД в трансляции и использовании технологических завоеваний человечества.

• Общекультурный и практический смыслы сохранения НТД.

• Основную и вспомогательную роль научно-технических источников  в исторических исследованиях.

• Значение архивов НТД в создании “предметного мира”, изучении и понимании техногенных и экологических процессов.

•Место архивоведения НТД в системе исторических и архивоведческих дисциплин.

•Базовые понятия и определения архивоведения НТД.

•Роль промышленных и естественнонаучных музеев в сохранении исторических НТД.

•Место научно-технических архивов как научной проблемы в  международных архивных программах.       

•Системы национальных  представлений и подходов к проблеме сохранения источников по истории науки и техники.

•Архивные уровни организации хранения НТД.

•Российскую традицию  формирования и развития научно- технических архивов.

•Советский опыт в создании централизованной государственной системы архивов НТД.

•Основополагающие законодательные и нормативно-методические документы, регламентирующие хранение НТД на различных архивных уровнях.

•Структурно-функциональные и социально-правовые преобразования в деятельности научно-технических архивов в условиях перехода России к рыночной экономике.

•Проблемы комплектования архивов НТД в новой российской правовой и экономической  реальности.

•Необходимость и сущность концептуальных изменений в современной архивной политике государства по отношению к сохранению источников по науке и технике как формам социально-значимой деятельности.

•Классификация архивов, хранящих НТД.

•Функции архива НТД в  обеспечении научно-технической, управленческой  и маркетинговой              деятельности предприятия (организации, учреждения).

•Место НТД в составе архивного фонда РФ.

•Система общих и специальных критериев отбора исторически значимых научно-технических документов.

•Селективные и экспертные функции архивов в создании источниковой базы по истории науки и техники и их научно-культурную значимость.

•Особенности организации архива предприятия (учреждения) как базового уровня в эмпирическом накоплении научно-технических знаний.

•Методическое обеспечение и научные основы описания, систематизации, классификации и каталогизации архивных комплексов НТД.

•Роль научно-технических архивов в создании систем современных коммуникаций и информации.

•Принципы создания традиционных классических бумажных архивов НТД.

•Роль современных электронных и программных технических средств в подготовке, хранении и использовании НТД.

• Роль государственных архивов НТД в научно-информационном освоении результатов и исторических ценностей техноцивилизаций, исследовании тенденций и закономерностей научно-технического развития общества.

• Особенности создания системы научно-справочного аппарата в архивах  НТД.

• Научно-техническая документация как исторический источник.

Наряду с этим, студент, прослушавший курс "Научно-технические архивы" и выполнивший комплекс лабораторных работ к нему, должен уметь:

•использовать основные положения законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих хранение НТД применительно к конкретным объектам различных архивных уровней;

•осуществлять комплектование архивов различных уровней научно-технической документацией с учетом новой российской правовой и экономической реальности;

•осуществлять классификацию научно-технической документации с целью обеспечения управленческой, маркетинговой деятельности предприятия, организации, учреждения;

•применять систему общих и специфических критериев отбора исторически значимых научно-технических документов;

•организовать архив предприятия (учреждения) как базовый уровень в эмпирическом научно-техническом знании;

•применять методическое обеспечение и научные основы описания, систематизации, классификации и каталогизации архивных комплексов НТД к конкретным объектам;

•использовать как традиционную технологию создания и функционирования НТД, так и применять методические принципы архивоведения НТД к новым электронным архивам.

Студент, прослушавший курс “Научно-технические архивы”  и выполнивший комплекс лабораторных  работ  к нему, должен знать:   

•Роль науки и техники в устройстве мира и его эволюции.

• Научно-практическое значение историко-документоведческого измерения процессов  развития доиндустриальных и индустриальных обществ.

• Основные функции документирования результатов  интеллектуальной и прикладной деятельности человека в научно-техническом познании и преобразовании  мира.

• Задачи архивов НТД в трансляции и использовании технологических завоеваний человечества.

• Общекультурный и практический смыслы сохранения НТД.

• Основную и вспомогательную роль научно-технических источников  в исторических исследованиях.

• Значение архивов НТД в создании “предметного мира”, изучении и понимании техногенных и экологических процессов.

•Место архивоведения НТД в системе исторических и архивоведческих дисциплин.

•Базовые понятия и определения архивоведения НТД.

•Роль промышленных и естественнонаучных музеев в сохранении исторических НТД.

•Место научно-технических архивов как научной проблемы в  международных архивных программах.       

•Системы национальных  представлений и подходов к проблеме сохранения источников по истории науки и техники.

•Архивные уровни организации хранения НТД.

•Российскую традицию  формирования и развития научно- технических архивов.

•Советский опыт в создании централизованной государственной системы архивов НТД.

•Основополагающие законодательные и нормативно-методические документы, регламентирующие хранение НТД на различных архивных уровнях.

•Структурно-функциональные и социально-правовые преобразования в деятельности научно-технических архивов в условиях перехода России к рыночной экономике.

•Проблемы комплектования архивов НТД в новой российской правовой и экономической  реальности.

•Необходимость и сущность концептуальных изменений в современной архивной политике государства по отношению к сохранению источников по науке и технике как формам социально-значимой деятельности.

•Классификация архивов, хранящих НТД.

•Функции архива НТД в  обеспечении научно-технической, управленческой  и маркетинговой              деятельности предприятия (организации, учреждения).

•Место НТД в составе архивного фонда РФ.

•Система общих и специальных критериев отбора исторически значимых научно-технических документов.

•Селективные и экспертные функции архивов в создании источниковой базы по истории науки и техники и их научно-культурную значимость.

•Особенности организации архива предприятия (учреждения) как базового уровня в эмпирическом накоплении научно-технических знаний.

•Методическое обеспечение и научные основы описания, систематизации, классификации и каталогизации архивных комплексов НТД.

•Роль научно-технических архивов в создании систем современных коммуникаций и информации.

•Принципы создания традиционных классических бумажных архивов НТД.

•Роль современных электронных и программных технических средств в подготовке, хранении и использовании НТД.

• Роль государственных архивов НТД в научно-информационном освоении результатов и исторических ценностей техноцивилизаций, исследовании тенденций и закономерностей научно-технического развития общества.

• Особенности создания системы научно-справочного аппарата в архивах  НТД.

• Научно-техническая документация как исторический источник.

Наряду с этим, студент, прослушавший курс "Научно-технические архивы" и выполнивший комплекс лабораторных работ к нему, должен уметь:

•использовать основные положения законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих хранение НТД применительно к конкретным объектам различных архивных уровней;

•осуществлять комплектование архивов различных уровней научно-технической документацией с учетом новой российской правовой и экономической реальности;

•осуществлять классификацию научно-технической документации с целью обеспечения управленческой, маркетинговой деятельности предприятия, организации, учреждения;

•применять систему общих и специфических критериев отбора исторически значимых научно-технических документов;

•организовать архив предприятия (учреждения) как базовый уровень в эмпирическом научно-техническом знании;

•применять методическое обеспечение и научные основы описания, систематизации, классификации и каталогизации архивных комплексов НТД к конкретным объектам;

•использовать как традиционную технологию создания и функционирования НТД, так и применять методические принципы архивоведения НТД к новым электронным архивам.

 

Промышленные архивы за рубежом

Курс «Промышленные архивы за рубежом» относится к региональному компоненту дисциплины специализации. Программа предназначена для студентов пятого курса, 9 семестр специальности историко-архивоведение, специализации «бизнес-архивы». Объем курса составляет 24 часа лекций. Формы отчетности - экзамен.

Дисциплина реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предмет курса - различные системы хранения производственно-технической документации, сложившиеся в процессе деятельности промышленных компаний Западной Европы.

Задачей курса является комплексное рассмотрение проблем, связанных с возникновением и последующей организацией специализированных архивов на промышленных предприятиях Западной Европы. Эволюция промышленных архивов показана в контексте общеисторического процесса развития науки и техники, становления экономических и производственных отношений. Особое внимание в спецкурсе уделяется анализу деятельности архивов в условиях функционирования современного производства.

Оригинальность программы состоит в том, что она предусматривает изучение состава, содержания и основных функций архивов известных промышленных фирм Западной Европы, таких, как "Нестле", "Филипс", "Вольво", "Ролекс" и др., чем и обусловлено реальное практическое значение данного курса.

В результате освоения спецкурса студент овладевает теоретическими и практическими знаниями в области ведения промышленных архивов и получает представление о различных подходах к формированию архивных служб на производстве. Он должен знать структурно-содержательные ос­новы организации промышленных архивов и уметь сравнивать методы работы с ретроспективной научно-технической документацией на отечественных промышленных предприятиях с методами архивных служб западноевропейских компаний.

 

Архивы предприятий

Курс является обязательной учебной дисциплиной в блоке дисциплин специализации для студентов по специальности «историко-архивоведение», специализация «бизнес-архивы».

Дисциплина читается на 4 курсе ( 8-й семестр)дневного отделения ФДТА как обязательная в объеме 22 часов, включающих 10 ч. лекций и 12 ч. практических занятий. Форма аттестации зачет.

Дисциплина реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предмет курса – история и современное состояние правового регулирования и нормативно-методического обеспечения деятельности архивов предприятий в Российской Федерации,.

Цель курса – дать студентам цельное и комплексное представление о законодательных актах, нормативных и методических документах определяющих деятельность архивов коммерческих предприятий в современной России, и о проблемах их применения.

Задачи курса – проследить развитие и современное основных законодательных актов и нормативно-методических документов в области архивного дела и смежного законодательства, изучить их состав и содержание.

Задачи курса:

получить всестороннюю многоуровневую подготовку архивиста, владеющего теорией, методикой и технологией отбора, комплектования, систематизации, описания и учета документации промышленных предприятий России.

изучить и четко представлять профиль архивов, состав их фондов, содержание и значение документов, уметь использовать их в научных и практических целях.

усвоить основные принципы организации Государственного архивного фонда РФ и сети государственных архивов, в которых отложились материалы по истории развития промышленности России

владеть и применять на практике теоретические знания в области составления научно-справочного аппарата архива предприятия.

 

Документирование экономической и научно-технической деятельности

Курс входит в состав дисциплины специализации учебного плана специальности «историко-архивоведение», специализация «бизнес-архивы» читается на студентам 3-го курса (5-й; 6-ой семестр), реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института. Курс рассчитан на 86 часов аудиторных занятий  (42 часа лекций, 44 практические занятия). Форма итогового контроля знаний - зачет (5-й семестр), экзамен (6-й семестр).

Настоящий курс является преемственным по отношению к читавшемуся ранее курсу «Научно-техническое документирование» и отражает современные сущностные и терминологические подходы к архивоведению научно-технической документации.

Предметом курса является изучение основных принципов и методов документирования научно-технической деятельности и также происхождение и развитие научно-технических документов, современное состояние документирования научно-технической деятельности в России.

В лекционном курсе изучаются: научно-техническая деятельность как область социальной практики и феномен культуры, ее сущность и значение в связи с развитием новых информационных технологий и действием новых факторов развития экономики, научно-технические документы как результат технического документирования, нормативно-методическое  обеспечение  процесса создания НТД, определение понятий «технические» и «научно-технические» документы, их специфические особенности.

В лекционном курсе студенты знакомятся с научно-техническими документами как историческими источниками, научно-техническими документами в составе архивного фонда РФ, типовидовой структурой НТД.

 В результате изучения лекционного курса, студент должен знать:

функциональную и отраслевую систему видов научно-технической деятельности

учение о видах и разновидностях НТД;

основные этапы истории и развития НТД;

основные методы документирования в научно-технической деятельности;

современные проблемы НТД.

Студент должен уметь:

атрибутировать научно-технический документ;

провести документоведческий и источниковедческий анализ научно-технического документа;

рассматривать НТД в контексте истории естествознания и техники.

Объектом изучения в курсе являются: история, современное состояние и перспективы развития процессов и технологии создания научно-технической документации в проектных, конструкторских, научно-исследовательских, строительных организациях и на предприятиях.

   Цель курса - овладение методикой и технологией создания научно-технической документации, формирование у студентов представления о специфике документирования научно-технической деятельности и широте его использования в различных сферах экономики, науки, техники и культуры.

   Основные задачи курса: изучение истории возникновения и развития научно-технического документирования в России; технологии изготовления и оформления научно-технической документации; особенностей создания определенных групп документов, их классификации; корпуса  нормативно-методических источников по НТД.

   К особенностям курса относится органическое сочетание документоведческих, источниковедческих и историко-технических подходов к изучаемым объектам.     

 

Архивы организаций в управлении бизнес-процессами

Курс « архивы организации в управлении бизнес-процессами» относится к дисциплинам специализации. Курс предназначен для студентов пятого курса (9-й семестр) дневной формы обучения специальности  «Историко-архивоведение» специализация «Бизнес-архивы». Читается в объеме 24 часа лекционного материала. Форма отчетности – зачет.

Реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предметом курса является изучение процессного подхода к управлению документацией в организации с целью обеспечения эффективного комплектования архива.

Цель курса – сформировать у студентов навыки организации документного сопровождения бизнес-процессов, организации хранения документов компании.

Задачи курса состоят в усвоении:

- основных понятий и определений теории управления документацией в сфере бизнеса;

- закономерностей развития документации на предприятии;

- направлений движения документации на различных уровнях управления бизнесом;

- функций документации в обеспечении жизнедеятельности предприятия;

- методов и направлений повышения оптимизации управления документацией на предприятии.

Курс основан на знании основ предпринимательства, управления, менеджмента, документоведения, архивоведения. Читается в развитие и дополнение к таким дисциплинам как: «Экономические архивы», «Теория и методика бизнес-архивов».

Спецификой курса является системное изучение различных видов документации, возникающей в процессе планирования предпринимательской деятельности, ее бюджетирования, подготовки и принятия решений, привлечения кредитов и инвестиций, поиске партнеров, организации текущего и долгосрочного финансирования, расчете и получении прибыли.

Особое внимание при освоении студентами предмета уделяется вопросам взаимодействия служб документации и архива на предприятии, методическим и практическим вопросам их функциональной преемственности и управленческой совместимости.

В результате изучения курса студенты должны:

- знать методы и формы составления документации на разных этапах развития бизнеса;

- понимать и применять на практике процессного подхода к управлению документацией;

- усвоить технологии оформления и обращения документации на всех уровнях управления предприятием;

- уметь оценить информационную и источниковую значимость документации;

- владеть навыками использования полученных теоретических знаний в своей дальнейшей практической работе.

 

Введение в экономическую историю

Курс «Введение в экономическую историю России» относится к дисциплинам специализации и предназначен для студентов 3-го курса (5-й семестр), обучающихся по специальностям «Историко-архивоведение», специализации  «Бизнес- архивы». Курс «Введение в экономическую историю России» рассчитан на 34 часа, из них лекционных 14 часа, 20 практических занятий. Форма отчетности – зачет.

Реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических  архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Учебно-научная дисциплина «экономическая история» призвана дать объяснение причинам ярко выраженной неравномерности экономического развития различных стран.

Предметом курса является эволюция социально-экономических систем, видов хозяйственной деятельности и важнейших направлений экономической политики государства на примере истории России с древнейших времен и до настоящего времени. Материал курса, основанный на современных концепциях и подходах, содержит сведения по истории сельского хозяйства, промышленности, финансов и денежного обращения, транспорта и средств связи, а также предпринимательской деятельности. В курсе уделяется должное внимание природно-географическим, социокультурным и институциональным факторам, глубоко влиявшим на процесс экономического развития.

Цель курса заключается в изучении теоретико-экономических основ многогранного опыта хозяйственной деятельности на разных этапах общественного развития. Овладение данным фундаментом позволяет подойти к осмыслению современного экономического положения России.

Задачи курса:

 - формирование у студентов теоретико-экономических знаний и навыков экономического мышления на основе современных концепций и подходов

- формирование системы знаний об экономическом прошлом и настоящем России

- ориентирование студентов на решение сложных экономических проблем современности.

Изучив курс, студенты должны знать этапы эволюции социально-экономических систем, виды хозяйственной деятельности и важнейшие направления внутренней и внешней экономической политики российского государства с древнейших времен и до начала XXI в.

Студенты должны уметь правильно соотносить концепции экономического развития с реальной экономикой, сопоставлять экономику России с экономикой зарубежных стран. Они также должны владеть методами историко-экономического анализа.

Программа содержит список источников и литературы, разделенный на две части — обязательную и дополнительную.

В рамках преподавания курса «Введение в экономическую историю России» предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий. В лекциях раскрываются основные проблемы по изучаемым темам. Семинарские занятия позволяют закрепить теоретический и фактический материал, а также расширить и углубить знания по ряду основных проблем, путем изучения дополнительных, но взаимосвязанных с ними вопросов экономического развития.

Контроль над усвоением студентами учебного материала предусмотрен в двух формах: промежуточный (блиц-контрольные по отдельным разделам курса, рефераты, выступления на семинарских занятиях) и итоговый (зачет в традиционной форме).

 

Историография и источниковедение истории науки и техники

Курс «Историография и источниковедение истории науки и техники» относится к дисциплинам специализации, предназначен для студентов 3-го курса (6-й семестр).Курс читается в объеме 58 часов, из них 36 часов – лекции, 22 – практические занятия. Форма отчетности - зачет.

Реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических  архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Задача данного курса - дать системное знание об основных этапах, осо­бенностях и тенденциях развития истории науки и техники как области исто­рических знаний и вида деятельности; сформировать представление об источ­никоведении истории научно-технических знаний и выработать навыки работы со специфической группой исторических источников. Курс является логически мотивированным этапом профессиональной подготовки студентов в области истории науки и техники, научно-технических архивов и документов. Развитие исторических воззрений на природу науки и техники, методы работы с научно-технической документацией как источником по истории научно-технических знаний показывается в неразрывной связи с общим контекстом развития куль­туры и научной мысли.

Данный учебный курс создан с учетом специфики подготовки студентов, специализирующихся на ФТАД и в большей мере посвящен неразработанным проблемам историогра­фии, поскольку источниковедение имеет значительную исследовательскую тра­дицию и учебно-образовательную практику в РГГУ. Целью курса является уг­лубление знаний студентов в области актуальных проблем современного ис­точниковедения, овладение методами работы со специфической группой исто­рических источников, ознакомление с процессом развития историко-научной мысли и осознание социальной и когнитивной значимости деятельности исто­рика науки и техники.

Курс носит междисциплинарный характер, его предмет и содержание находится на пересечении истории и культурологии, документоведения и ин­форматики, источниковедения и архивоведения, историографии и методологии науки. Рассмотрение двух, относительно самостоятельно развивавшихся исто­рических дисциплин - историографии и источниковедения в рамках единого курса позволяет теснее соотнести в учебном процессе методы исторического исследования с профессиональными традициями и нормами научности.

В основе программы лежит авторский научно-исследовательский и педагогический опыт, базирующийся на фундаменте шко­лы Историко-архивного института РГГУ и Института истории естествознания и техники им С.И. Вавилова РАН.

В рамках курса изучаются следующие вопросы:

• историография истории науки и техники как составная часть исто­рических знаний и исторической мысли;

• генезис дисциплинарного развития истории науки и техники;

• идеалы, нормы и ценности в изучении истории научно-технических знаний;

• ретроспективы и перспективы развития истории науки и техники как специфической области знаний и деятельности - эволюция со­циальных и когнитивных функций;

• специфика профессии историка науки и техники: отечественное и мировое классическое историко-научное наследие.

• Источниковедение истории науки и техники: история, теория, метод.

 

Технология архивной репрографии

Данный курс предназначен для студентов 5 курса ФДТА ( 9-й семестр).Курс относится к дисциплинам специализации и рассчитан на объем 26 часов из которых 14 часов лекций и 12 лабораторных занятий. Форма отчетности – зачет.

Реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических  архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Курс ставит  своей задачей изучение современных средств и методов обработки архивной информации. Автор исходит из того, что современными являются те действия, процессы, технологии, которые отвечают потребностям и возможностям общества на современном этапе. Это требует междисциплинарного подхода к рассмотрению технологии архивной репрографии для всех видов документов.

   Цель курса - формирование у студентов системного представления о современных методах репрографического копирования текстовой, графической и изобразительной информации, содержащейся в архивных документах.

   Студенты изучают историю развития микрографических процессов, в том числе диазографических, электрографических, термографических; современную терминологию в области микрографии; овладевают приемами и методами получения, обработки и учета микроформ. Специальное место отводится ознакомлению с технологией оцифрования архивной информации и сравнительному анализу основных характеристик микроформ и оптических дисков (ОД).

   В рамках курса изучаются:

основные проблемы совершенствования архивных технологий;

средства и методы сохранения документных массивов;

микрографические методы свертывания и хранения информации;

цифровые технологии и возможности их применения для обеспечения сохранности документной информации;

нормативно-методическая база применения современных репрографических архивных технологий.

   В результате изучения курса студенты должны уметь идентифицировать носители документной информации; квалифицированно подходить к выбору системы свертывания, хранения и использования архивной информации на основании действующих международных и российских стандартов.

   Программа курса в соответствии с учебным планом рассчитана на 26 часов аудиторных занятий на дневном отделении (14 лекций и 12 часа лабораторных занятий).

   Курс изучается в течение одного семестра.

   В лекционном курсе предусмотрено проведение одной блиц-контрольной, по каждой из выполняемых лабораторных работ студенты получают дифференцированный зачет в баллах. Такая система промежуточного контроля знаний позволяет студентам, набравшим в сумме (блиц-контрольная и лабораторные работы) от 60 до 100 баллов, получить зачет автоматически.

 

История банковского дела в России

Курс “ История банковского дела в России” относится к дисциплинам специализации и предназначен для студентов 3-го курса (5-й семестр) ФДТА специальности «историко-архивоведение» специализация «бизнес-архивы». Курс рассчитан на 18 лекционных часов и 14 часов для практических занятий, всего 32 часа. Форма отчетности - зачет.

Реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических  архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предмет курса - эволюция банковской системы в России XVIII-го - XX-го веков и концепция ее развития.

Цель курса - достичь понимания студентами роли банковских документов как исторических источников.

В результате изучения курса студент должен иметь представление об основах банковского права, номенклатуре банковских документов, эволюционных процессах в банковской системе России и понимать роль и значение банковской документации как малоисследованного источника по Истории России.

В результате изучения курса студент должен знать:

- понятия и термины, используемые в банковской системе;

- основные этапы развития банковской системы в России;

- типологию деятельности коммерческих банков;

- особенности формирования банковской документации.

Для более глубокого усвоения материала предусмотрено проведение семинарских занятий.

 

Основы информационной культуры

Курс “Основы информационной культуры” относится к дисциплинам специализации и предназначен для студентов первого курса (1-й семестр), обучающихся  по специальности  “историко-архивоведение” ФДТА. Рассчитан на 20 часов, 10 из которых лекции, 10 – практические занятия. Форма отчетности- зачет.

Реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических  архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предметом курса является рассмотрение основных видов аналитико-синтетической переработки текстовой информации.

 Цель курса:

 сформировать представление о книгах, произведениях печати, их жанрах и типовидовой структуре;

познакомить с элементами книги;

 дать представление об основных правилах библиографического описания документа;

 рассмотреть существующие приемы и методы аннотирования и реферирования;

 охарактеризовать основные методы и виды редактирования текстовой информации, применяемые в научно-информационной практике и издательской деятельности.

В результате изучения курса студент должен уметь:

 выявлять основные элементы книги;

 определять принадлежность книги (произведения печати) по виду и типу;

составлять библиографическое описание книги (документа) и ее структурной части;

оформлять аннотацию на книгу, журнальную статью;

 составлять реферат на книгу, журнальную статью;

 определять логические критерии в процессе редактирования информационного издания;

 применять приемы логического анализа текста;

 использовать справочную и методическую литературу по редактированию;

 

Археография научно-технической и экономической документации

Курс относится к факультативам регионального компонента дисциплины специализации. Предназначен  для студентов 3-го курса (6-й семестр) ФДТА дневного, вечернего и заочного  отделений. Объем курса для студентов дневного отделения составляет 32 лекционных часа.

Форма отчетности – экзамен.

Реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических  архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предметом курса является рассмотрение  теории, методики и практики издания научно-технической и экономической документации в научных, учебных и общеинформационных  целях с учетом их специфики как исторических источников.   

Цель курса – дать систематическое знание о социальных и когнитивных функциях  работы археографа, типологии археографических изданий источников по истории экономики, науки и техники, специфики работы  археографа с источниками различного происхождения, типа и вида.

Задачей курса является формирование у студентов профессиональных навыков работы с экономической и научно-технической документацией, становящейся в процессе деятельности историка-архивиста-археографа основой корпуса опубликованных источников по истории экономики.

 Методика преподавания строится  на  сочетании  теоретических и лабораторных занятий, в ходе которых анализируются типы, виды, и формы изданий, приемы выявления и обора документации для издания, выбор и  передача текста отобранных для издания документов, требования к археографическому оформлению экономической и научно-технической документации, научно-справочному аппарату издания и т.п.

 

 

   
© Факультет документоведения и технотронных архивов 2017